ПРАЗДНИКИ Рош а-Ашана 1-2 тишрея Рош а-Шана – еврейский новый год. В этот день Всевышний выносит свое определение о жизни человека на предстоящий год. Мы надеемся, что оно будет добрым и желаем друг другу счастливого и сладкого года. Время накануне нового года и 10 дней, которые отделяют Рош а-Шана от Йом Кипура – это время анализа, подведения итогов, осознания ошибок и построения планов на следующий год. Пусть все наши надежды сбудутся и добрые дела принесут сладость – как сладки яблоки с медом на новогодней трапезе! Йом Кипур 10 тишрея Йом Кипур – единственный из постов, который одновременно является и праздником. Пост – в знак нашего осознания своих грехов и ошибок, праздник – как надежда на милосердие и прощение. В Йом Кипур определение, вынесенное о жизни каждого из нас Всевышним, окончательно «запечатывается». Это урок нам – о том, что изменить жизнь никогда не поздно, и решимость прожить наступивший год лучше, чем предыдущий, способна переменить любой, даже самый суровый приговор. Суккот 15-21 тишрея После исхода из Египта в течение сорока лет наш народ кочевал по пустыне и жил в палатках. В память об этом в дни праздника мы едим в сукке и выполняем заповедь «нетилат лулав» - произносим благословение над букетом из четырех видов растений: пальмы, мирта, ивы и этрога. Эти растения символизируют разные типы людей – от мудрецов и ученых до тех, чью жизнь нельзя назвать образцовой. Но все мы – единый народ, и без ивы не берут этрог… Симхат Тора 23 тишрея Название этого праздника переводится как «Радость Торы». За год в синагоге прочитывают всю Тору, все пять ее книг. В день Симхат Тора – праздника любви к Книге Книг - этот цикл завершается и сразу же начинается новый годичный цикл чтения и изучения Торы. Кульминация праздника – Акафот, танцы со свитками в синагоге. |
Ханука 25 кислева – 2 тевета, Ханука – праздник чуда, праздник умножения света. Каждый вечер праздничной недели мы зажигаем свечи – на одну больше, чем в предыдущий. Зажигание свечей – символ готовности приносить свет в этот мир: сегодня – больше, чем вчера, завтра – больше, чем сегодня. А в память о чуде с масляным светильником, восемь дней горевшем в Храме, мы готовим вкуснейшие праздничные блюда с маслом: латкес, пончики, оладьи. Пурим 14 адара Пурим – праздник в память о спасении еврейской общины Персии в IV в. до н.э. В этот день мы читаем Свиток Эстер, в котором описаны события тех дней. Этот рассказ – модель чудесных спасений евреев на протяжении всей нашей истории. Во время чтения Свитка Эстер пуримские трещотки заглушают имя Амана, вобравшее в себя имена всех ненавидящих нас злодеев. Пурим – это праздник искрометного веселья и карнавальных представлений пурим-шпилей. Песах 15-22 нисана Песах – праздник нашего освобождения из египетского рабства. На Седере – церемонии празднования – мы читаем повествование о событиях Исхода и переживаем их так, как будто это происходит с нами сейчас. В Торе сказано, что долг каждого еврея – рассказать своему сыну, как мы были рабами в Египте и как Всевышний вывел нас оттуда. Завершается Песах пожеланием: «В будущем году в отстроенном Иерусалиме!» Шавуот 6-7 сивана Шавуот – праздник Дарования Торы. Название праздника переводится как «недели». Шавуот празднуется через семь недель после Песаха – именно столько занял путь по пустыне из Египта до горы Синай, где был заключен союз еврейского народа с Творцом и была дарована Тора. Все стоявшие у горы – а мудрецы говорят, что там присутствовали души всех поколений евреев – дали клятву исполнять заповеди, данные Всевышним. Девятое ава 9 ава Скорбный день 9 ава – пост. Этот день аккумулирует в себе многие трагические события еврейской истории, главные из которых – разрушение Иерусалима, разрушение Первого и Второго Храмов. События еще двух постов – 10 тевета (5 января) и 17 тамуза (7 июля) – также связаны с разрушением Первого и Второго Храмов. 10 тевета в 586 г. до н.э. вавилоняне начали осаду Иерусалима, а 17 тамуза 70 г. римляне разрушили стены Иерусалима и ворвались в город. |